ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ООО «ПРОДЮСЕРСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЛИРА»

15 мая 2004 года возникло сообщество - Творческое объединение «Лира»
7 июля 2004 года оно было зарегистрировано в статусе -
ИП Пряничникова Н. М.
3 декабря 2008 года творческое сообщество ИП Пряничникова Н. М. было зарегистрировано в качестве ООО «Продюсерский центр творческое объединение «Лира».
13 февраля 2013 г. ИП Пряничникова Н. М. прекратила деятельность в данном качестве и дальнейшее развитие продолжалось только как ООО «ПЦТО «Лира»
Название объединения не случайно, оно имеет символический смысл. Лира - струнный щипковый музыкальный инструмент изящной формы, став прародительницей многих других струнных инструментов, до нашего времени дожила лишь в своих изображениях, принятых как эмблема музыки. Так и участники творческого объединения «Лира» искренне стремятся к тому, чтобы юное поколение россиян приобщилось к великому искусству музыки и поэзии, обрело в нём эмблему, ключ к пониманию большой, сложной и неповторимой человеческой жизни. Согласно древнегреческому мифу, Гермес изготовил лиру из панциря черепахи. Отсюда поэтическое название этого инструмента – «черепаха». И это название символично для объединения. Неспешность в продвижении к пониманию искусства, тщательность и систематичность в каждом «шаге», заботливое внимание к потребностям слушателей, а точнее – соучастников программ, уверенность в правильности выбранного пути – вот принципы, которые объединили по-настоящему творческих людей, профессиональных музыкантов, педагогов, психологов, неравнодушных к детям и к своему делу.

Музыка непосредственно и сильно воздействует на душу человека, настраивает её на чувства возвышенные и благородные, побеждает низменные и грубые. Ещё с древности мыслители и педагоги считали музыку чуть ли не единственным инструментом формирования души человека, рассматривая её и как объект восприятия, и как предмет обучения, и как неотъемлемую часть повседневной жизни человека.
Концертная деятельность объединения направлена на развитие художественно-музыкальной культуры детей и подростков: образного мышления, эстетического восприятия мира, общения посредством искусства. Авторы и ведущие программ стремятся воспитывать у детей интерес к музыке, обогащать их музыкальные впечатления, развивать эмоциональную отзывчивость, знакомить с различными музыкальными произведениями, с элементарными музыкальными понятиями, поддерживать творческую активность в доступных для детей видах музыкальной деятельности. Для выполнения этих задач одного-двух концертов мало, необходимо систематическое сотрудничество с образовательными учреждениями. «Лира» охотно отзывается на запросы слушателей и педагогических коллективов, создавая циклы программ, используя абонементы.
При разработке культурно-просветительских программ обязательно учитывается их согласованность с программами музыкального образования дошкольников и школьников на основе художественно-педагогических принципов Д.Б.Кабалевского и других педагогов-новаторов. Можно сказать, что программы творческого объединения «Лира» являются живым, естественным и желательным продолжением, важным дополнением музыкальных занятий и уроков. Концертная форма проведения оставляет у слушателей массу впечатлений, эмоционально обогащая их, создаёт приподнятое, праздничное настроение.
Содержанием программ является дружеский разговор с детьми на языке искусства о жизненных ценностях – об отношении человека к самому себе и другим людям, к природе, к Родине, к созидательному труду. Восхищение, наслаждение искусством, «очищающие слёзы» - это необходимые условия слушания, понимания музыки и бесед о ней, поэтому материалом программ является музыкальная классика (инструментальная и вокальная, песенная) и «живое» исполнение. Особое отношение вызывает именно данная позиция: музыка в программах исполняется профессионалами на различных музыкальных инструментах, знакомство и общение с которыми доставляет детям настоящую радость. Важно также не только послушать музыку, познакомиться с музыкальными инструментами, но и побеседовать о впечатлениях, узнать что-то новое, а также поиграть или спеть вместе с музыкантами, прикоснуться, говоря высоким слогом, к настоящему, к истинному, творчески себя проявить.
В организации концертной деятельности «Лиры» имеется определённая цикличность, связанная с востребованностью тех или иных тем в течение года. В календарном цикле отражены все наиболее значимые праздники (День знаний, День учителя, День примирения и согласия, Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны, мира и труда, День победы, День защиты детей, День города). В цикле «Знакомство с музыкой» учтена необходимость в представлении различных музыкальных инструментов (струнные смычковые и щипковые, деревянные и медные духовые, ударные). В цикле «Музыкальная сказка» использованы сюжеты как народных сказок, так и произведений русских и зарубежных авторов, многие из которых представлены в программах обучения дошкольников и школьников. Восприятие их значительно обогащается за счёт умело подобранного музыкального материала и особых приёмов взаимодействия со слушателями, которые используют ведущие программ. В цикле «Музыкальная история» есть программы, посвящённые родному краю, городу Омску, нашим выдающимся землякам, а также программы, связанные с творчеством каких-либо поэтов, композиторов (российских и зарубежных).

Все программы творческого объединения «Лира» составляются и проводятся ведущими с большим педагогическим опытом, увлечёнными, творческими и знающими своё дело людьми, умеющими модифицировать программу с учётом возрастных особенностей участников. Таким образом, одна и та же тема программы в трёх условно принятых в объединении возрастных группах: 1) детский сад и начальная школа; 2) школа – среднее звено (5-8 кл.); 3) школа – старшее звено (9-11 кл.) – звучит по-разному в зависимости от цели программы. Сохраняется единство просветительского и игрового компонентов в её содержании, но один из них становится ведущим.
Image
Пряничникова
Наталья Михайловна

Продюсер,
директор ООО "Продюсерский центр
творческое объединение "Лира"